Парфюмерия — вещь капризная

Тридцать лет назад на экраны вышел чудесный фильм «Опасный возраст», главный герой которого в исполнении Юозаса Будрайтиса был представителем довольно редкой профессии. Он обладал невероятно тонким обонянием и работал дегустатором парфюмерной продукции. Однако мало кто из покупателей догадывался, что именно этот стеснительный и скромный человек решал, какие духи запускать в производство, а какие — нет. Сегодня люди, создающие ароматы, как правило, тоже остаются за кадром, а популярность тех или иных духов во многом зависит от бренда и звездности имен, которым принадлежат коллекции. Духи от Бритни Спирс, Элизабет Тейлор и Майкла Джексона, Пэрис Хилтон, наконец, Аллы Пугачевой, как правило, вызывают интерес у покупателей из-за любви к творчеству вышеперечисленных артистов, а не собственно своим букетом. Как найти путь к сердцу покупателя предприятию, которое не торгует звездными именами, а просто выпускает качественные и недорогие духи? На этот и другие вопросы корреспондент Истра. РФ попросила ответить Сергея Аредова, заместителя вице-президента холдинга BROCARD GROUP, в который входит парфюмерная фабрика «Арома Пром», вот уже 10 лет работающая в Дедовске.

image001.jpg

— Сергей Александрович, на предприятии Вы с первого дня. Расскажите, как все начиналось? Насколько рискованным было начинать производство парфюмерной продукции в нашей стране.? Ведь достижения советской промышленности в сфере производства духов остались в далеком прошлом — вместо этого появились подделки из Китая, Восточной Европы и Турции?
Нельзя сказать, что наше предприятие, сейчас входящее в пятерку самых известных отечественных парфюмерных фабрик, появилось на российском рынке неожиданно. Начиная с 1989 года, мы как российское предприятие занимаемся дистрибьюцией. Речь идет о парфюмерной продукции сегмента масс—маркет (недорогая, для широкого круга потребителей — прим.ред.) из Франции. Но в 1994 году произошло слияние с иностранным инвестором и образовалось германо-российское предприятие BROCARD GROUP.

Сейчас в международный холдинг BROCARD GROUP входят несколько российских предприятий. До кризиса 1998 года в России успешно продавалась парфюмерная продукция любого содержания и в любом количестве, но в начале 2000-х годов ситуация резко поменялась, поэтому и пришло понимание того, что российский рынок имеет свою специфику и определенные ограничения: покупатели стали более разборчивые и экономные. Крупные партии продукции, которую нам раньше предлагали иностранные производители, здесь стало очень трудно реализовывать, большие объемы однообразной продукции российский рынок «не «переваривает», необходима большая оперативность, нужно чаще предлагать новинки, собственные дизайнерские разработки. И поэтому мы задумались над тем, чтобы открыть собственное производство. Это к тому же и дешевле. В 2004 году BROCFRD GROUP остановил свой выбор на Истринском районе и учредил производственное предприятие ООО «Арома Пром». Во-первых, это близко к Москве, во-вторых, западное направление Московской области уже тогда считалось перспективным в плане логистики, развития транспортной сети, потенциала экономики.

image003.jpg

Землю под производственным комплексом мы купили, занимаемые площади — более 3-х га земли, площадь завода 11 тыс. кв метров, из них около 2,5 тыс. кв метров — производственные площади, остальные — это склады. Свой нынешний вид фабрика обрела в результате масштабных строительных работ. Дело в том, что на этом месте раньше была районная база по ремонту сельхозтехники. Здесь была жуткая разруха. Кстати, до нас некая компания пыталась эти площади приспособить под кондитерское производство, они даже начали ремонт одного из зданий, но позже отказались от этой затеи. Нам тоже очень сложно было все это хозяйство переделать в производство парфюмерной продукции: работы шли в течение полутора лет. Деньги были вложены немалые.

Сегодня стоимость предприятия оценивается в 656 млн рублей. В прошлом году оборот составил 1 млрд 329 млн рублей. Ежемесячно мы выпускаем от 2 до 3-х млн единиц продукции. Производство рассчитано на восемь линий.

— Расскажите об этапах производства духов?

Производство начинается со стадии приемки комплектующих изделий и сырья, из которых и изготавливается наша парфюмерия — это парфюмерные композиции, стеклянные парфюмерные флаконы, помпы, материалы для упаковки и целлофанирования. Несмотря на то, что парфюмерные композиции и многие другие компоненты для будущих духов получаем из Франции, вопрос приемки расходных материалов очень важный.

image005.jpg

Вообще к вопросам технологического контроля мы подходим предельно ответственно. Поэтому на фабрике есть собственная аттестованная лаборатория, где проверяется качество всех поставляемых компонентов, исследуется сырьё, парфюмерные композиции и готовая продукция на цветность, кислотность, концентрацию, запах и многие другие характеристики, в том числе и аромат самой композиции, на соответствие эталонному образцу.

image007.jpg

Делается это для того, чтобы уже потом в купажном цехе произвести смешивание спирта, пищевых красителей, парфюмерных отдушек и воды в правильном соотношении. Кстати, о воде. Она проходит через двойную систему очистки, и на выходе мы имеем специально приготовленную умягченную воду. После смешивания компонентов парфюмерная жидкость выстаивается в больших емкостях из пищевой нержавеющей стали, срок «созревания» парфюмерии достигает нескольких недель. За всем этим процессом наблюдает опять же лаборатория, регулярно в течение всего времени выстаивания происходит забор из емкостей контрольных образцов и тестирование их как на органолептические показатели, так и на химические пока не будет установлено, что жидкость готова. «Созревшая» жидкость тщательно фильтруется с использованием системы низкотемпературного охлаждения для более эффективной очистки. И только потом запускаем парфюмерную серию в производство.

image009.jpg

Еще одна стадии проверки происходит уже непосредственно в процессе производства. Проверяется все досконально, с большой выборкой, негодная продукция отбраковывается.

image011.jpg

— Вы хотите сказать, что по качеству ваша продукция не уступает элитной французской?

Не уступает и даже превосходит! При том, что цены на наши духи в 2–3 раза ниже, чем у французских производителей. Это главное наше конкурентное преимущество на рынке — лучшее соотношение цены и качества. Сказать, что процесс перехода на производство в России был сложным — значит, ничего не сказать. Люди привыкли к «родным» французским духам. Когда видели на этикетке, что произведен товар в России, в Дедовске на «Арома Пром», сначала задумывались. Но со временем мы добились высокой репутации на рынке — сегодня мы отгружаем продукцию нескольким десяткам компаний, которые ее реализуют не только на внутреннем рынке, но и за рубежом.

image013.jpg

— То есть проблем у вас нет?

Есть, и их немало. Я даже не говорю об общей неопределенности в экономике: в Европе кризис, у нас стагнация. Просто один пример. Когда у нас в стране решили навести порядок на рынке алкоголя, то производители парфюмерии тоже попали под общую «гребенку». Если коротко, то после изменения правил лицензирования начался процесс передачи контроля за деятельностью предприятий нашего профиля от одного ведомства к другому, опять же обязали ставить счетчики на спирт и прочие новшества, в результате наша фабрика не могла работать несколько месяцев. Вот такие «горки».

image015.jpg

— А как все эти перетряски отражаются на трудовом коллективе, если нет работы — значит увольнение?

Коварный вопрос. Парфюмерия ведет себя как капризная женщина. Если конкретнее, то спланировать реальные объемы производства более чем на месяц вперед невозможно, есть только долгосрочное планирование. Конечно, стабильно производится продукция, пользующаяся постоянным спросом, но в основном — это лавина новинок. Естественно, при создании новых видов и ароматов наши маркетологи тщательно прорабатывают рынок сбыта, определяется спрос, но угадать капризы «взбалмошной» парфюмерии не может никто, поэтому дизайны и ароматы делаются на любой вкус. Ну, а что вы выберете, то мы и будем производить в количестве, удовлетворяющим спрос. Поэтому мы очень ценим наших работников дизайнерского бюро, которые непрерывно что-то придумывают. Технологи тоже на вес золота. Они колдуют над ароматами и следят за качеством.

image017.jpg

Мы очень зависим от заказчиков, которые, в свою очередь, придерживаются вариативности в плане объемов закупок.

Поэтому мы вынуждены быть довольно мобильными в вопросах, связанных с определением числа работников, прежде всего тех, кто работает на фасовке и складе, но даже в самые тяжелые времена мы сохранили весь штат наших рабочих и не уволили никого. Нам необходимо иметь всегда дополнительные ресурсы на случаи резкого увеличения спроса на продукцию. С кадрами сейчас дела обстоят сложно, причем не только у нас, так как за последние 10 лет в Истринском районе открылось довольно много предприятий.

При наборе сотрудников предпочтение отдается жителям Дедовска, Истры, Красногорска. Мы стараемся создать рабочие места для жителей нашего района.

image019.jpg

Топ-менеджмент представлен местными кадрами и москвичами. Просто на местном рынке очень трудно найти профессиональных управленцев: они есть, безусловно, но все они нарасхват, и поэтому хорошие специалисты, как говорится, при деле.

— Каковы перспективы?

Несмотря на многие проблемы, мы были и остаемся компанией, работающей по европейским стандартам и имеющей прозрачную финансовую отчетность. Поэтому у нас хорошая клиентская база. Кроме того, мы смогли отстроить производственный процесс с нуля, а это, согласитесь, говорит о многом. Площади, которыми мы располагаем, дают возможность развивать бизнес дальше. Периодически мы рассматриваем предложения о сотрудничестве, в частности, интерес есть со стороны таких компаний, как «AVON» и «Oriflame». Маркетинговые исследования показывают, что будущее за теми парфюмерными компаниями, которые ориентированы на массового покупателя. Это внушает оптимизм, ведь мы работаем именно в этом сегменте.

image021.jpg