«Брокар и Ко» — производство парфюмерии в Москве

Сегодня имя Генриха Брокара известно в первую очередь парфюмерным экспертам и людям, интересующимся историей ароматов, однако так было не всегда. В середине XIX – начале XX века его имя гремело по всей России. И слава его была абсолютно заслуженна и закономерна, ведь именно благодаря этому человеку парфюмерная промышленность Российской империи вышла на качественно новый уровень и смогла составить конкуренцию прославленным французским одеколонам.

Генрих Брокар родился в 1836 году в семье потомственного парфюмера. Его детство и юность прошли во Франции, затем его отец Атанас решил построить бизнес в не избалованной качественной парфюмерией Америке, куда и перевез всю семью. Дела шли на удивление прекрасно, но ни Брокар старший, ни Брокар младший не прижились в США – Атанас вернулся на родину, во Францию, а Генрих решил попытать удачу в далекой России. 

В Москве Генрих Афанасьевич устроился работать инженером - технологом на одну из фабрик и начал активно изучать местные обычаи и нравы в надежде открыть собственное успешное дело. И для такой мечты у него были все основания: француз обладал ценными знаниями и навыками – он владел всеми технологиями производства и был в курсе самых последних модных тенденций в парфюмерии Европы и США. Именно Брокар, этот неутомимый экспериментатор, первым создал технологию изготовления концентрированных духов, которую продал французской фирме «Рур Бертран» за 25 тысяч франков.

Полученных средств хватило для организации в 1864 году своего дела, его целью было создание ароматов, и средств личной гигиены, которые будут доступны не только представителям элиты, но и обычным людям.

Начал Брокар с мыловаренного предприятия. Его первая «лаборатория» располагалась в бывшей конюшне, и из всего оборудования в ней были три кастрюли и ступка. Однако даже в таких условиях три его сотрудника изготавливали от 60 до 120 кусков мыла, которые Генрих Афанасьевич лично развозил на повозке по мелким лавочкам.

Генрих Брокар.jpgэтикетка_брокар1.jpgфлакон брокар1.jpg

Предприятие имело огромный успех – во многом благодаря гениальному маркетингу. Дело в том, что Брокар решил варить не обычные квадратные брусочки, он делал мыло необычной формы. Так, для детей было создано специальное мыло «три в одном»: на каждом кусочке была вытиснена буква алфавита, что превращало его из обычного средства гигиены еще и в игрушку, и в азбуку, для взрослых – мыло в форме огурца или в форме шара. Такой ход произвел на покупателей неизгладимое впечатление – продажи шли полным ходом.
Также настоящую сенсацию на рынке произвело «Народное мыло», стоившее всего 1 копейку и рассчитанное на массового потребителя – крестьян, которые до этого момента мылись исключительно щелоком из печной золы. Вторым по популярности продуктом стали дешевые сорта помад. Спрос на эти продукты был настолько велик, что магазинам и лавочкам подолгу приходилось ждать новых поставок.
Это был успех, о котором так мечтал Брокар. Впрочем, он вряд ли был бы возможен без его жены, Шарлотты Андреевны Реве. Урожденная бельгийка, она воспитывалась в московском пансионе и, в отличие от своего супруга, отлично говорила по-русски и полностью ассимилировалась в России. Именно по этой причине она взяла на себя переговоры с партнерами и помощь в разработке дизайна фирменных упаковок. Кроме того, у Шарлотты в Москве было множество подруг и приятельниц, поэтому она прекрасно знала, какие товары будут пользоваться успехом у потенциальных покупательниц.

После того как задача приучить пользоваться мылом массового потребителя в России была выполнена, Брокар решил подарить ему и доступную парфюмерию. В 1869 году он основательно расширил свое дело, организовав «Товарищество парфюмерного производства в России Брокар и компания».

После того как задача приучить пользоваться мылом массового потребителя в России была выполнена, Брокар решил подарить ему и доступную парфюмерию. В 1869 году он основательно расширил свое дело, организовав «Товарищество парфюмерного производства в России Брокар и компания».

Стоит отметить, что Генрих Афанасьевич всегда считал парфюмерию высоким искусством и к ее созданию подходил очень серьезно, не щадя на ее производство ни сил, ни денег, но при этом он был уверен, что наряду с элитной дорогой парфюмерией, которую может себе позволить исключительно элита, должны быть и ароматы доступные всем.



06.jpg

К запуску своего первого одеколона «Цветочный» «Душистый Генрих», как прозвали его в народе, подошел со всей ответственностью: он посетил известных европейских производителей парфюмерии и организовал поставки цветочных эссенций из Европы в Россию. А перед стартом продаж устроил грандиозную рекламную кампанию, построив на Всероссийской промышленно - художественной выставке фонтан, из которого вместо воды бил одеколон. Акция имела грандиозный успех, «Цветочный» раскупался моментально, и вскоре под его производство был выделен целый корпус фабрики.

Однако несмотря на растущую популярность массовой продукции Брокар не мог и не хотел ограничивать ассортимент только ей. Он производил и элитные сорта мыла, и занимался разработкой конкурентоспособной нишевой парфюмерии. Он изучал, как играют на коже те или иные сочетания аккордов и как они влияют на эмоции человека. Такие эксперименты не противоречили политике компании, но требовали других способов продажи – в мелких лавочках дорогие товары продать бы не удалось. Назрела необходимость открытия собственных фирменных магазинов. Что он и сделал, открыв шикарные бутики на Никольской и Биржевой улицах. Публика, грамотно подогретая яркой рекламной кампанией, валила в них толпами.

07.jpg

Товары Брокара становились популярнее день ото дня, их с удовольствием покупали уже не только в России, но и в Персии, Японии и Китае, производство тоже росло, но при этом Брокар никогда не перепоручал разработку ароматов помощникам. Все рецепты парфюмерии он составлял лично. Лично внедрял он и новейшие технологические разработки, о которых узнавал из постоянных поездок в Европу. Результатом такой упорной и кропотливой работы стали духи, которые могли составить достойную конкуренцию лучшим французским ароматам. Таким, в частности, стал парфюм «Персидская сирень».

Кстати, парфюмерия была не единственной страстью Генриха Афанасьевича. На протяжении многих лет он увлеченно собирал произведения искусства, посещая для этого блошиные рынки, европейские аукционы и антикварные лавки. В 1981 году он выставил свою коллекцию для всеобщего обозрения в Торговых рядах (нынешний ГУМ). Целых 10 лет, вплоть до смерти Брокара в декабре 1900 года, там можно было не только купить отменные товары, но и полюбоваться произведениями искусства.
Умер Брокар в Каннах, куда поехал по настоянию врачей для поправки здоровья. После его смерти дело продолжили его сыновья. В 1914 году фирма Брокара с размахом отметила свое 50-летие, к тому моменту ее оборот составлял 8,3 млн рублей в год, ежегодно выпускалось 34,7 млн кусков мыла, 4,3 млн флаконов духов, 2,3 млн флаконов одеколона, а также миллионы коробок иной косметической продукции. После революции здание парфюмерной фабрики было передано монетному двору, а производство духов было восстановлено в другом месте и под иным названием – «Новая заря».