Парфюмеры дореволюционной России

парфюмерия российской империи.jpg

Парфюмеры дореволюционной России

Вспоминая об ароматах высочайшего качества, созданных подлинными мастерами своего дела, мы в первую очередь думаем о Франции как о по сей день столице изысканной и утонченной парфюмерии. Однако, хотя сегодня в это и сложно поверить, с середины XIX века и вплоть до революции российские парфюмеры составляли достойную конкуренцию прославленным французам, и их духи и одеколоны ценились наравне с европейскими, побеждали на многочисленных международных выставках и были любимы как миллионами людей и императорской семьей.
Надо отметить, что парфюмерное искусство в России стало развиваться гораздо позднее, чем на Западе, но зато сразу семимильными шагами. Многие парфюмеры, прочно обосновавшиеся и творившие в нашей стране, были выходцами из Европы. Среди наиболее ярких звезд – Альфонсо Ралле, Адольф Сиу, Генрих Брокар, Владимир Феррейн, Александр Остроумов и Самуил Чепелевецкий.

Альфонсо Ралле

Этот француз по праву считается родоначальником масштабного производства парфюмерии в России. В 1843 году он начал делать свечи, но дело шло так хорошо, что в кратчайшие сроки был накоплен капитал для открытия фабрики «А. Ралле и Ко».Ингредиенты для духов, которые нередко составлялись Ралле лично, доставлялись из Франции и Италии, а создавались в России, в результате чего их качество было настолько высоким, а цена – такой доступной, что бизнес расширялся как на дрожжах. Парфюмер вскоре стал официальным поставщиком ароматов для Двора его императорского величества, и уже в 1855 году открыл фирменный магазин «А. Ралле и Ко». Любителям и ценителям предлагались культовые «Источник любви», «Нильская лилия», «Серебристый ландыш», «Букет Наполеона», «Русская фиалка» и еще несколько десятков вариантов.Особой любовью у прекрасных женщин пользовались «зимние» духи «Парфюм де фурор» – в холодную погоду при нанесении на кожу или одежду они чудесно раскрывались хрустальными нотками, за что пользовались бешеной популярностью в высшем обществе.В 1856 году Альфонсо Ралле переименовал свою фабрику в «Товарищество высшей парфюмерии А. Ралле и Ко». Такие изменения были вызваны тем, что он обзавелся двумя компаньонами, один из которых – Фридрих Дютфуа – владелец хрустального завода. Это партнерство было взаимовыгодным: духи и одеколоны стали разливаться в изящные флакончики, что способствовало росту продаж.Парфюмерия Ралле пользовалась успехом и за пределами нашей страны: в 1878 году на Всемирной выставке в Париже она была признана «выше любой награды».В 1857 году Ралле по состоянию здоровья сложил с себя полномочия главы компании и уехал домой, во Францию. А его дело продолжили Эдуард Бо и его сын, Эрнест, который спустя годы, уже живя в Грассе, составил формулу легендарных Chanel No5.557492_900.jpg816141.jpg

Этот француз по праву считается родоначальником масштабного производства парфюмерии в России. В 1843 году он начал делать свечи, но дело шло так хорошо, что в кратчайшие сроки был накоплен капитал для открытия фабрики «А. Ралле и Ко».
Ингредиенты для духов, которые нередко составлялись Ралле лично, доставлялись из Франции и Италии, а духи создавались в России, в результате чего их качество было настолько высоким, а цена – такой доступной, что бизнес расширялся как на дрожжах. Парфюмер вскоре стал официальным поставщиком ароматов для Двора его императорского величества, и уже в 1855 году открыл фирменный магазин «А. Ралле и Ко». Любителям и ценителям предлагались культовые «Источник любви», «Нильская лилия», «Серебристый ландыш», «Букет Наполеона»,  «Русская фиалка» и еще несколько десятков вариантов.

Особой любовью у прекрасных женщин пользовались «зимние» духи «Парфюм де фурор» – в холодную погоду при нанесении на кожу или одежду они чудесно раскрывались хрустальными нотками, за что пользовались бешеной популярностью в высшем обществе.
В 1856 году Альфонсо Ралле переименовал свою фабрику в «Товарищество высшей парфюмерии А. Ралле и Ко». Такие изменения были вызваны тем, что он обзавелся двумя компаньонами, один из которых – Фридрих Дютфуа – владелец хрустального завода. Это партнерство было взаимовыгодным: духи и одеколоны стали разливаться в изящные флакончики, что способствовало росту продаж.
Парфюмерия Ралле пользовалась успехом и за пределами нашей страны: в 1878 году на Всемирной выставке в Париже она была признана «выше любой награды».
В 1857 году Ралле по состоянию здоровья сложил с себя полномочия главы компании и уехал домой, во Францию. А его дело продолжили Эдуард Бо и его сын, Эрнест, который спустя годы, уже живя в Грассе, составил формулу легендарных Chanel No5.


Адольф Сиу

Этот молодой француз приехал из Франции в Москву в 1853 году и поначалу прославился как кондитер, чьи десерты продавались в лучших кафе Москвы. Заработанного на кондитерских изделиях капитала Сиу хватило, чтобы основать парфюмерное производство «Сиу и Ко».
Он сосредоточился исключительно на «высокой» парфюмерии, достойной туалетного столика самой императрицы. Но такой доступной по цене, что ее могла себе позволить абсолютно любая женщина. Дорогие ароматы отличала лишь упаковка: элитные – разливались в хрустальные флаконы с серебряным тиснением, а массовые – в более доступные, простые стеклянные бутылочки.

сиу идеал.jpg574154_900.gifЭтот молодой француз приехал из Франции в Москву в 1853 году и поначалу прославился как кондитер, чьи десерты продавались в лучших кафе Москвы. Заработанного на кондитерских изделиях капитала Сиу хватило, чтобы основать парфюмерное производство «Сиу и Ко».Он сосредоточился исключительно на «высокой» парфюмерии, достойной туалетного столика самой императрицы. Но такой доступной по цене, что ее могла себе позволить абсолютно любая женщина. Дорогие ароматы отличала лишь упаковка: элитные – разливались в хрустальные флаконы с серебряным тиснением, а массовые – в более доступные, простые стеклянные бутылочки, но разливаемого оставалось неизменным.Еще одной отличительной чертой его продукции была композиция – пирамиду его ароматов составляли исключительно холодные, прозрачно легкие ноты, которые он считал наиболее подходящими элегантным женщинам с изысканным вкусом.Яркие примеры – звонкий и чистый, как морозный воздух, парфюм «Снегурочка» или «Свежее сено», в композицию которого входили ноты свежескошенной травы и полевых цветов и который стал настоящей сенсацией.В начале ХХ века на фабрике «Сиу и Ко» производилось более 120 видов духов и 40 видов одеколона, подарочные наборы косметики, выполненные в едином стиле. В Москве и Санкт-Петербурге были открыты фирменные магазины, в других городах работали официальные представительства, продукция пользовалась заслуженной любовью и в Европе, Персии и Китае.


Еще одной отличительной чертой его продукции была композиция – пирамиду его ароматов составляли исключительно холодные, прозрачно легкие ноты, которые он считал наиболее подходящими элегантным женщинам с изысканным вкусом.
Яркие примеры – звонкий и чистый, как морозный воздух, парфюм «Снегурочка» или «Свежее сено», в композицию которого входили ноты свежескошенной травы и полевых цветов и который стал настоящей сенсацией.

В начале ХХ века на фабрике «Сиу и Ко» производилось более 120 видов духов и 40 видов одеколона, подарочные наборы косметики, выполненные в едином стиле. В Москве и Санкт-Петербурге были открыты фирменные магазины, в других городах работали официальные представительства, продукция пользовалась заслуженной любовью и в Европе, Персии и Китае.

Генрих Брокар

Потомственный парфюмер Генрих Брокар приехал в Россию с багажом знаний о главных модных ароматных трендах и с секретами передовых технологий производства. И хотя здесь ему не очень-то и понравилось, он понял, что именно в Москве можно добиться успеха без ожесточенной конкуренции с крупными европейскими производителями.
Будучи талантливым парфюмером и удачливым коммерсантом, Брокар создал формулу концентрированных духов, которую продал французской фирме за 25 тысяч франков. Этих денег хватило для открытия собственного дела – сначала по изготовлению мыла, а затем и парфюмерии.

genrih-brokar.jpgброкар.jpg0_38c71_eac7e856_XL.jpg

Чтобы завоевать свое место под солнцем на косметическом рынке России, Брокар по совету супруги сосредоточился на производстве доступных ароматов, мыла и косметических наборов, которые весьма изобретательно рекламировал.
Всеобщую любовь Брокару принесли мыло «Народное» и одеколон «Цветочный». Последний, к слову, получил золотую медаль на Всероссийской выставке в 1883 году и в течение многих лет был самым популярным одеколоном России.
После смерти «душистого Генриха» в 1900 году его бизнес перешел к детям и жене. И к 300-летию дома Романовых они создали прославленный «Букет императрицы», который уже вошел в анналы истории, только под другим названием – «Красная Москва».

Владимир Феррейн

Владимир Феррейн – потомственный... нет, не парфюмер, а фармацевт. Его отец Карл Феррейн владел одной из самых крупных аптек в Европе, где не просто занимался продажей лекарств, а их созданием, причем на недосягаемом для других аптек уровне.

Владимир Феррейн.jpgферрейн1.jpgферрейн77250805.jpg

Однако когда Феррейн старший отошел от дел, бразды управления перешли к его сыну Владимиру. И тот, будучи амбициозным молодым человеком, решил расширять семейный бизнес. Взяв в банке ссуду под залог имущества, он начал открывать новые лаборатории, расширять штат, создавать курсы подготовки специалистов. В числе нововведений было и открытие парфюмерной фабрики, на которой, помимо собственно ароматного производства, были и косметический, стеклодувный, химический цеха. Также на купленных фермах выращивались растения, из которых получали необходимое сырье. Таким образом Феррейн хотел не зависеть от поставщиков и изготавливать духи по возможности полностью самостоятельно. И его идея быстро начала приносить свои плоды. В его аптеке на Никольской, 23 можно было купить абсолютно все товары, созданные на его фабрике, а к 1914 году «Товарищество В.К. Феррейнъ» ежегодно приносило уже сумасшедшие по тем временам 7 миллионов рублей.

Александр Остроумов

Александр Остроумов – еще один аптекарь, ставший успешным парфюмером (а также и первооткрывателем лечебной косметики). Начинал он как простой провизор, но достиг невероятных успехов в косметологии, создав мыло от перхоти, которое расходилось на ура как у простых людей, так и у представителей аристократии. Заработанные на нем деньги Остроумов вложил в разработку лосьонов от угрей, отбеливающих кожу средств, а также омолаживающего крема «Метаморфоза», который моментально стал хитом продаж в дореволюционной России и сделал своего создателя знаменитым и богатым.

остроумов13.jpgостроумов_XL.jpg

После такого успеха в создании косметики «Товарищество Остроумова» сосредоточилось на парфюмерии. Это начинание тоже было весьма успешным: духи и одеколоны Остроумова продавались и за пределами нашей страны, в том числе и в Европе, каждая новинка вызывала неизменный восторг дам, а компания заняла достойное место в рядах лучших производителей отечественной парфюмерии.
Особой любовью людей пользовались одеколоны «Альпийский ландыш» и «Наполеон» и духи «Идеал» и «Виолетт».
Кстати, среди почитателей продукции Остроумова было множество аристократов и артистов.

Самуил Чепелевецкий

Товарищество «С.И. Чепелевецкий с сыновьями» в дореволюционной России было одним из ведущих производств парфюмерии и косметики. Это касалось и весьма обширного ассортимента им продукции, и ее высочайшего качества. Об этом свидетельствуют 5 золотых медалей на Всемирных торгово-промышленных выставках начала ХХ века, проходивших в Москве и городах Европы, включая Париж, Милан и Мадрид.

Chepelevetsky_SI.jpgчеплевецкий9.jpgчеплевецкий_orig.jpg

Начинал свое дело Самуил Чепелевецкий в 1871 году с покупки небольшого участка на Таганке, в Лавровом переулке, где, как и многие его коллеги по цеху, поначалу организовал фабрику по производству недорого мыла. Бизнес был очень успешен, благодаря чему предприятие имело хороший доход и могло развиваться, постоянно увеличивая ассортимент производимых товаров, в частности, парфюмерии. Огромной популярностью у людей пользовались недорогие, но неизменно высококачественные духи и мыло «Цветущая сирень» и «Цветущий ландыш».
началу ХХ века Торговый дом Чепелевецкого  по масштабам был сравним с «Товариществом высшей парфюмерии А. Ралле и Ко». Его духи и косметика реализовывались в России, Китае, Персии (в том числе поставлялись ко двору шейха) и в других странах.